10 нояб. 2012 г.

Остров Русский. год 1941

Автор воспоминаний об острове Русский -
Остапышин Григорий Карпович


Увидел в газете карту острова Русский и рассуждения о жизни на нем. Нахлынули воспоминания, затрепетала душа, решил некоторыми мыслями поделиться. В первую очередь, возмущен стоимостью железнодорожного билета - 45 тысяч рублей! Это генералу в отставке 4 месяца не есть и не пить, чтобы скопить деньги на железнодорожный билет. А Президент рассуждает об успехах в жизни народа. За последние 60 и более лет, на острове появился только паром, а в мою бытность, в 1941 году, парома не было. 83-й строительный батальон, в котором я служил, до средины 1940 года дислоцировался на станции Океанская, в 19 километрах от Владивостока. В 1940 году он был передислоцирован на остров Русский, на берег бухты Аякс. Офицерские семьи остались жить, в основном, в районе северного Владивостока. С субботы на воскресенье офицеры уезжали к семьям, а в части оставались сержанты. 22 июня 1941 года я случайно зашел в штаб, поднял трубку звонившего телефона и узнал о начавшейся войне. 
о. Русский

Я, в то время солдат-писарь, что я мог судить о войне? Пропаганда о силе и могуществе Красной Армии, таким же, как и сейчас пропаганда о мощи России, усыпили меня.  И только в первых числах августа 1941 года я подал рапорт с просьбой отправить меня на фронт. Меня поняли и разъяснили, что здесь рядом японцы, они тоже могут начать войну и отказали. В начале сентября я подал второй рапорт, меня уже отругали. В начале октября подал третий рапорт. Комбат, - майор Федоренко пригласил меня на беседу. - На фронт отправить не могу, но вот пехотное училище набирает курсантов, если хочешь, пиши рапорт с просьбой направить в училище. В училище учиться три месяца, после чего могут направить на фронт. Я здесь же написал рапорт и 10 октября 1941 года был принят в училище. В стройбате было много друзей, были одноклассники - Мецк, Гринберг. Были даже дальние родственники - Павлишин Михаил Иванович, Павлишин Григорий Петрович. Много было друзей : Правдивец Василий, Буров Павел и другие. Большинство из них последовали моему примеру. После войны встречался только с Гринбергом и Павлишиным Михаилом. С Михаилом мы даже служили в одном 12 гв.мсп  (гвардейский мотострелковый полк), только в разное время. Я командовал этим полком, а Павлишин М. был начальником штаба батальона. Уволился он майором, местом жительства избрал г. Житомир, но дальнейшей его судьбы не знаю. С Гринбергом мы встречались в Москве. Умер он в 1996 году, был я у него на похоронах и на поминках.
Москва. Фрагмент парка Победы на Поклонной горе.

 Об острове Русском вспоминаю и сожалею : я любитель природы, а там была возможность порыбачить, но я сплоховал и упустил зту возможность. Пришлось только посмотреть на рыбешек и морских звезд с пирса. Уже после войны, одновременно с поиском своих родственников, пытался искать и некоторых друзей по службе на о. Русском. Очень мне хотелось узнать о судьбе Правдивца. Написал письмо по адресу, оставленному мне. Адресовал родным Правдивца, как и первое письмо своим родным после освобождения Ялтушково, - через сельсовет, я ведь не знал живы они или нет. Ответа не получил. По-видимому, он погиб. Пытался найти Павлишина Григория Петровича. Дали мне адрес майора, но оказался не тот Павлишин, так и не нашел его, наверное тоже погиб... Пытался разыскать Бурова, - безрезультатно. Перед отправкой 248 оксбр (отдельная курсантская стрелковая бригада) на фронт я был дружен с ветеринаром 1 осб (отдельный стрелковый батальон) Костей Неугодовым, не нашел.... При встрече в парке Победы на Поклонной горе уже после 1995 года мне рассказали, что какой-то ветеринар был осужден в конце войны, возможно это был Костя? С каждым годом уменьшается вероятность встречи с родными, друзьями и сослуживцами, разбросанные войной и временем, и память стала подводить. Надеюсь, мои записки помогут сохранить что-то о нас, о них....
 2008 год

Комментариев нет:

Отправить комментарий